666

Avgit-tools

Гармоничное развитие ребенка от года до трех лет


От года до двух лет-это один из самых неспокойных периодов детства. Некоторые специалисты, занимающиеся детской психологией, называют этот период «маленьким пубертатным периодом», потому что ребенок младшего возраста хочет показать своему окружению, что он окончательно вырос из пеленок, и поступает почти так же, как подросток, когда он доказывает свою независимость.Наверняка Вы будете восторгаться, и любоваться этим восхитительным существом, но иногда и ругать его.



Потому что никто не может так поставить с ног на голову Вашу хорошо организованную жизнь, как это делает маленький ребенок, который открывает для себя окружающий его мир. И никто не сможет рассказать Вам обо всем человечестве больше, чем этот малыш, который только еще собирается стать личностью со своими собственными желаниями. Вы получите удовольствие от того, как Ваш ребенок изучает этот мир, как он коверкает язык и как он с любопытством задает вопросы, оживляя и Вашу любознательность. Вы будете сочувствовать ему, когда он будет огорчаться или пугаться, при этом вспомните, казалось бы, давно забытые впечатления Вашего собственного детства. Вы будете удивляться тому, насколько он открыт всему новому, как нежно и с каким чувством он может выражать свою любовь к Вам.




Бегать, скакать, лазать (развитие двигательных навыков)



От двенадцати до восемнадцати месяцев.

Каждый ребенок - не важно, когда он начинает и сколько времени ему для этого нужно - преодолевает пять переходных стадий, пока не сможет уверенно и свободно передвигаться в вертикальном положении. Уже в конце первого года жизни ребенок умеет подниматься, держась за мебель, и передвигаться вдоль нее. Это первая ступенька на пути к первому шагу. На этой стадии ребенок учится удерживать равновесие, причем вначале он еще судорожно хватается за предметы обеими руками. Вторая стадия начинается, когда ребенок находит свой центр тяжести. Теперь ребенку, чтобы держаться, достаточно одной руки, и он может свободнее делать движения туловищем и смотреть вокруг себя. Следующая ступень: ребенок отваживается перемещаться от одной точки опоры до другой, если он может дотянуться до нее рукой. При этом он приобретает больше уверенности в себе и совершенно случайно вдруг узнает, что некоторое время может стоять, не держась руками ни за что. Тогда он делает свой первый свободный шаг - это четвертая стадия. Пятая стадия: он начинает проходить все более протяженные расстояния, но поначалу ходит только по прямой, лучше всего прямо в руки к маме или папе. Свои же ручки он держит при этом, как канатоходец: в стороны, локти согнуты, ладони вверх.

Итак, теперь ребенок может ходить. Но еще до шестнадцатого или восемнадцатого месяца ему часто приходится бегать на четвереньках, так как ему пока трудно встать на ноги, не держась за что-нибудь руками. Чтобы встать, он на четвереньках добегает до мебели и, держась за нее, поднимается. При ходьбе он вынужден так сильно сосредотачиваться, что уже ничего другого одновременно с ходьбой делать не может. Если он хочет что-то схватить, кого-нибудь послушать или просто повернуть голову, то для этого он должен остановиться. Ему пока не удаются быстрые перемены направления и «торможение».




От полутора до двух лет.

Ребенок овладевает способностью самостоятельно вставать с пола и нагибаться, например, для того чтобы поднять кубик. Он уже так хорошо управляет своими мышцами, что может на ходу оглянуться. (Это отличное время для игрушек, которые тянут за собой на веревочке!) В это же время ребенок открывает для себя, что ходить можно и задом наперед. Неожиданные остановки и повороты уже почти не составляют для него труда. Вскоре он сможет подпрыгивать одновременно на обеих ногах и больше всего ему понравится делать это на ступеньках лестницы, позднее он будет спрыгивать со все более высоких мест.



Гармоничное развитие ребенка с двух до трех лет


Начиная с двух лет ребенок может хорошо и уверенно ходить, без помощи подниматься по лестнице, при этом всегда сначала ставит на ступеньку одну ногу, а затем приставляет к ней другую. Когда он может держаться за перила, то может и спускаться по лестнице.



Третий год.

Ребенок учится бегать и, что для него особенно трудно, останавливаться на полном скаку. Его чувство равновесия развито уже настолько хорошо, что он может некоторое время стоять на одной ноге и бить по мячу другой ногой.



Осторожно с переменой места.

Полуторагодовалый ребенок еще плохо ориентируется в пространстве. Если мама (или папа) ходит туда-сюда или несколько раз пересаживается с одной скамейки около игровой площадки на другую, ребенок начинает ныть или просить, чтобы его взяли на ручки. Не примите это за лень! Ребенок просто еще не может достаточно хорошо следить за перемещениями сопровождающего его взрослого.

Совет: Во время прогулок или походов по магазинам рассчитывайте время так, чтобы ре¬бенок не только ездил в коляске, но и мог бы потренировать свои ножки. Это стоит затраченного времени!



Закручивать, строить, рисовать каракули, (развитие тонких двигательных навыков)



Невероятно быстро у годовалого ребенка появляются навыки владения пальцами. Теперь от него ничего невозможно спрятать, вот почему в это время его нельзя оставлять без надзора буквально ни на минуту.


В два года он уже может одновременно держать в обеих руках два небольших предмета (кубики, галька), крутить рукоятку, нанизать несколько крупных бусин, нарисовать простые линии. В два с половиной года он учится мыть руки и вытирать их полотенцем, самостоятельно есть ложкой и при этом не пачкаться слишком сильно, открывать дверь, разговаривать по телефону, переливать воду из одного сосуда в другой, накручивать закручивающиеся крышки на банки, рисовать каракули карандашами, застегивать «молнию», строить из кубиков башни и выдвигать коробки. А в три года он может уже строить высокие башни и мосты, рисовать узнаваемые формы и вырезать ножницами (с закругленными концами!).



Внимание! Многие родители сердятся, когда их ребенок сует свои руки «куда не следует», например, в стереоустановку. Но ребенок не делает это Вам «назло», просто он не может все время помнить все Ваши запреты. Еще одна причина трений: малыш вдруг «разучивается» делать что-то, что он уже хорошо умел. В этом случае не надо принуждать ребенка, например, самостоятельно причесываться или чистить зубы. Может быть, ребенок как раз в это время очень сильно сконцентрировался на том, чтобы научиться чему-то новому. И утраченный, казалось бы, навык автоматически восстановится, когда голова ребенка будет несколько более свободной.



Совет: Не поправляйте ребенка, если он предпочитает делать что-то левой рукой. Какой рукой он будет предпочтительно пользоваться, зависит не от его желания, а заложено в его мозге. Если один из родителей - левша, то - согласно статистике - у одного из трех детей будут те же задатки. У «праворуких» родителей вероятность рождения ребенка-левши составляет один к десяти.



Думать, спрашивать, комбинировать (умственное развитие)



При общении с ребенком Вы часто будете удивляться тому, как разумно он понимает окружающий мир и устанавливает связи, как точно он все замечает и какие делает выводы.



На втором году жизни.

Игрушки в это время он раскладывает по порядку. Автомобильчики паркует в рядок, кубики складывает в кучу. Это отчетливое доказательство овладения категориями - начала логического мышления. Любимое занятие: отыскивать в книгах с картинками знакомые предметы и знакомых животных и называть их. Годовалые дети уже собирают простейшие предметы из элементов конструктора, экспериментируют с пропорциями (что пройдет через это отверстие или что поместится в этой коробке?) и пытаются совместить части игры-головоломки, сначала даже применяя для этого силу. «С глаз долой» уже не значит обязательно, как это было на первом году жизни, - «из сердца вон», потому что сейчас ребенок пытается отыскать завалившуюся куда-то игрушку.




На третьем году жизни.

Испытывает неутолимую жажду новых знаний. Новая любимая игра: он приносит незнакомые ему предметы и спрашивает, как они называются и что можно делать с их помощью.



Внимание! Если ребенок день за днем ударяется об один и тот же угол стола, не ругайте его! Это не значит, что он «невнимательный» или тем более «глупый». В этом возрасте ребенок может запоминать людей и предметы, но ему трудно запомнить пережитое впечатление.Совет: Между двумя и тремя годами начинается возраст вопросов, который затем с полной силой проявляется в течение следующего года. Подготовьтесь к неловким ситуациям, потому что ребенок в два года еще не знает ни запретов, ни предрассудков. Старайтесь объяснить ему все по существу и простыми словами. Помните: с точки зрения ребенка младшего возраста, вопрос «А почему у тети Лили такой большой нос?» - столь же законный, как и вопросы по поводу половых органов.





Говорить, понимать, отвечать (развитие речи)



Как быстро ребенок научится правильно говорить, вряд ли можно предсказать заранее. Потому что во всем, что касается речи, временные различия в развитии одного ребенка по сравнению с другим особенно велики. Хотя почти все дети произносят свое первое отчетливо различимое слово в возрасте около одного года, но они очень сильно различаются по скорости увеличения словарного запаса и времени, когда они начинают по-настоящему говорить. Девочки несколько более красноречивы и раньше оказываются в состоянии вы¬разить словами свои желания, чем мальчики.

Но вне зависимости от того, как быстро ребенок начинает говорить, понимать Вас он начинает намного раньше, чем разговаривать. При этом Вы, сами того не зная, помогаете ему. Исследования показывают, что ни мать, ни отец не нуждаются в специальном обучен, чтобы правильно разговаривать с малышом: Вы инстинктивно выбираете простые слова и выражения, говорите громче, медленнее и немного более тонким голосом. Когда Вы вводите в обиход новое для ребенка понятие, то показываете пальцем на соответствующий предмет и повторяете его название до тех пор, пока ребенок не попытается его повторить. Коротенькие детские стишки также пробуждают в ребенке желание проговорить их вместе с Вами.

Сначала ребенок отвечает предложениями, состоящими из одного слова, которое может иметь различные значения. Например, «машина» означает:

«Машина приехала» или «Где машина?): Затем появляются предложения из двух слов язык ребенка незаметно становится более сложным, и он начинает строить первые фразы и трех слов. В это время ребенок постоянно неутомимо упражняется в этом увлекательном занятии, играет словами и ударениями подражает родителям, братьям и сестрам, а во время игры разговаривает сам с собой.



Внимание! Ребенок младшего возраста часто отвечает даже на те вопросы, смысл которых он не понимает. Это может приводить к недоразумениям. Например, мать спрашивает «Ты мне это обещаешь?» Ребенок отвечает «Да», не понимая по-настоящему, о чем идет речь. Или отец спрашивает: «Ты это сделал нарочно?» Ребенок может сказать: «Да», даже не зная, что обозначает слово «нарочно».Совет: Когда Вашему ребенку исполнится два года, Вы должны постепенно заменять нормальными обозначениями типичные слова из детского языка: «ав-ав», «бай-бай», «бибика». Говорите в это время с ребенком грамматически правильно. Если он заикается, все время коверкает слова и вообще говорит намного менее бегло, чем его сверстники, то не принимайте это близко к сердцу! Даже не поправляйте его часто, но следите за тем, чтобы говорить с ним ясно и отчетливо. Все время помните, что разговор для ребенка - это веселая игра, и она не должна превращаться в обязанность. Можете начать по вечерам рассказывать ему маленькие истории или читать книги, включив это в ритуал отхода ко сну, который сохранится на протяжении нескольких лет. Если Вы хотите воспитать своего ребенка двуязычным, нужно помнить, что каждый из родителей всегда должен говорить с ребенком на своем родном языке. Таким образом, ребенок привыкнет связывать язык с одним из родителей и не переходить на другой.





Хотеть, заставлять, бунтовать (духовное развитие)



Если грудной ребенок не воспринимает себя в отдельности от родителей и от всего мира в целом, то ребенок младшего возраста открывает для себя свое независимое Я, свои силы и свои возможности, развивает чувство собственного достоинства и независимости. Все чаще он проявляет желание самостоятельно одеваться или раздеваться, мыться или причесываться. Он уже не говорит о себе в третьем лице, разглядывает себя в зеркале, знает, что принадлежит ему, и защищает свои вещи, может сообщить о своих потребностях (голод, жажда). Конечно, это развитие имеет и неприятную сторону: ребенок учится говорить «нет», упрямится, дерется и пугает окружающих приступами ярости. Так называемая фаза негативизма начинается примерно в восемнадцать месяцев и заканчивается в конце третьего года жизни.





Внимание! Ясно, что желания ребенка не всегда совпадают с желаниями родителей. Как обучение ходьбе не бывает без падений и синяков, так и опробование «нравственных мускулов» не обходится без борьбы за власть. Прежде всего, это случается в таких ситуациях, когда ребенок чего-то не хочет, а Вы должны на этом настоять. Пример: ребенок ни за что не хочет садиться на детское сиденье для поездок в автомобиле. Во многих случаях, однако, Вы можете разрядить ситуацию с помощью юмора и фантазии. Перехитрите ребенка или просто отвлеките его внимание. Пример: ребенок не хочет уходить с игровой площадки. Вместо выяснения вопроса, кто из вас сильнее, превратите возвращение в игру «Кто первый добежит до того дерева?»Совет: В это время ребенок должен знать пределы дозволенного, и Ваше ясное «нет» дает ему ощущение безопасности. «Спокойствия ради» не отказывайтесь от необходимого запрета. Но следите также за тем, чтобы «из принципа» или Вашего собственного нетерпения не устанавливать лишних границ дозволенного. Разрешайте ребенку действовать по собственному желанию всегда, когда Вы не боитесь негативных последствий. Не настаивайте на том, чтобы ребенок надел именно эту кофточку, если она ему не нравится. Разрешайте ему самостоятельно причесываться, даже если он и делает это не в соответствии с Вашим вкусом. Устраните источники ненужных конфликтов: уберите свои личные вещи, заприте двери, которые он не должен открывать, спрячьте дорогие игрушки старших братьев и сестер так, чтобы он не мог до них добраться и сломать их. Всегда, когда это, возможно, предлагайте альтернативы: «Эту пуговицу крутить нельзя, а эту можно», «Ящик стола выдвигать нельзя, зато можешь взять эту банку».